статья59 часть 100
Организационные формы и методы эвристического обучения имеют приоритет перед содержанием yчe6нoro материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. Такой подход усиливает личностную направленность обучения, поскольку переносит акцент с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам ученик, его учебная деятельность».
Структура планирования системы занятий представлена на рис. 3.1.
[pic]
Из схемы видно, что установочные и индивидуальные цели формулируются на основе конкретных условий обучения с учётом целей учителя и учеников.
Достижение целей зависит от выбора базовой технологической структуры занятий, оптимального набора форм и методов обучения, индивидуальных программ.
Вариативность конструируемых занятий достигается о помощью технологической карты обучения. Технологическая карта — важнейшее педагогическое средство, цель которой — представление учителю вариативных условий и педагогического инструментария для конструирования изучения определённой темы или раздела. Карта содержит базы данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов их составления, других технологических и информационных средств эвристического обучения.
Таблица 3.1.
Технологическая карта для конструирования системы занятий
|Технологический блок |База данных |
|Название|Основная задача | |
|Вводные |Актуализировать личный |Вводный семинар, вводная лекция, |
|занятия |опыт и знания учеников |проблемная лабораторная работа, |
| |для введения в тему, |разработка концепта темы, занятие |
| |самоопределения и личного|по целеполаганию, защита учениками|
| |целеполагания в ней. |индивидуальных образовательных |
| |Построить общую и |программ и др. |
| |индивидуальные | |
| |образовательные программы| |
| |по теме | |
|Основная|Достигнуть общих |Урок-исследование, проблемный |
|часть |установочных целей по |семинар, конференция, групповые |
| |теме. Выполнить основное |или индивидуальные занятия, |
| |содержание индивидуальных|эвристическое погружение, цикл |
| |образовательных программ |эвристических ситуаций, лекция |
| |учеников, освоить базовое|концептуальная, лекция по |
| |содержание темы |знакомству с |
| | |культурно-историческими аналогами,|
| | |деловая игра и др
|