статья59 часть 11
В те далекие времена
не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия,
опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. "В жизни
подрастающего поколения не существовало и особого периода подготовки к
усвоению социальных ролей взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и
способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения
детей к практическим делам племени[1]. Характерно, что приобщение детей к
трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5 лет,
а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и
рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в
приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались
мужчины, а девочек - женщины. Когда ребенок подрастал, он подвергался
особой церемонии "инициации", продолжающейся несколько дней, в течение
которых юноши и девушки должны были продемонстрировать и подтвердить свои
способности и права взрослых членов общества, участвуя в состязаниях,
танцах, обрядах и культовых действиях.
В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов
общественного разделения труда, появлением государственной власти и
сословного неравенства начинается обособление института образования.
Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей
получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем
образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых
платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии,
музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение
детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда
подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу,
ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал
профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др.
Подавляющая часть населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая
им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса
|