статья59 часть 16
После обязательного восьмилетного образования значительная
часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают
учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После
окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве,
другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения
социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом
образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда
различные группы молодежи завершают образование в различных учебных
заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной
структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в
обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное
функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального
размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной
мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре
той или иной организации, как правило открывает для многих людей путь
профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и
властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в
современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной
мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и
высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью,
собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса
человека в современном обществе.
4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой
современного института образования. Эта функция реализуется двумя
взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований,
научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных
заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит
свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия
общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью
происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего
образования и производства, результатом которой является ускорение научно-
технического прогресса
|