статья59 часть 171
Это с успехом делала авторитарная школа, меняя эти части местами, сталкивая их и устанав-ливая произвольно их приоритет.
Преодоление инерции общественного сознания в оценке образования, возникающих в нем «перекосов» - дело непростое. Успех здесь определяется прежде всего сдвигами в социально-экономических условиях общества. Но воспитательные усилия школы мо-гут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общест-венной значимости социальный идеал органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических групп населения, если школа работает в этом направле-нии в тесном контакте с родителями, с общественными организациями.
Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней народ-ного образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему ана-лизу реального положения, определения тенденций его развития, а также участия в ре-шении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.
Вместе с уже известным переосмыслением школьного образования представляется не-обходимым проанализировать с мировоззренческой точки зрения современные про-блемы школы. Большинство серьёзных ученых, философов и социологов, приверженцев различных теоретических взглядов, совпадают во мнении, что сегодня человечество на-ходится в переходном периоде, в преддверии новой цивилизации, неся в своем сознании способы мышления и деятельности старой, так называемой техногенной цивилизации, фундаментальную основу которой составляет принцип рациональности и построенная в соответствии с ним характерная картина мира. Глобальные цивилизационные сдвиги, которые мы сейчас наблюдаем, ставят под сомнение не только само биологическое су-ществование человеческой особи, но и правомерность следования в развитии человече-ства рационалистическому мировоззрению. Резко увеличивается биосоциальная на-грузка на личность. Образование являясь «культурным орудием», без которого «наша сознательная жизнь и психика, предоставленные природным процессам, являли бы со-бой хаос и беспорядок», имеет нададаптивный характер, приобщая молодое поколение к культуре вчерашнего и сегодняшнего дня, формируя мировоззрение дня завтрашнего
|