статья59 часть 173
Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к пробле-мам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, кото-рое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда про-блемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фунда-ментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:
проблема оптимизации взаимодействия личности и социума как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-психологиче-ской автономии, преодоление противоречивости «потребностей» социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя);
проблема преодоления дезинтегрированности содержания школьного образования в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способ-ной стать отправной точкой в деле формирования у ученика целостной картины мира;
проблемы согласования и интеграции педагогических технологий;
проблема развития проблемного мышления у учащихся через постепенный отход от монологического общения к диалогичекому на уроке;
проблема преодоления несводимости результатов обучения в различных типах образо-вательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандар-тов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса.
Поиск причин критического состояния школьного образования заставляет многих ис-следователей обращаться не только к социально-экономическим проблемам конкрет-ного общества, но и к анализу цивилизационного развития, определяющего способ мышления человека, развитость общественных институтов, в том числе и системы школьного образования. Однако, находясь в преддверии нового тысячелетия, перед ли-цом новой «антропогенной эры», обыватель смутно представляет природу и сущность цивилизационных процессов, в центре которых он находится. Поэтому необходимо еще раз обратиться к самому понятию цивилизации и определить значение цивилизацион-ных процессов в природе проблем школьного образования
|