статья59 часть 178
Этому посвятил свою жизнь Сергий. Он строит троичный
храм ,видя в нём призыв к единству земли Русской, во имя высшей
реальности. В религиозной оболочке своеобразную форму протеста
представляли еретические течения. На церковном соборе 1490 году еретики
были прокляты и отлучены от церкви. Они связывали свои идеи с задачами
централизации. Еретики выступают против церковного землевладения,
существования сословия церковнослужителей и монашества. Тесный союз церкви
с государством - такова главная цель, поставленная иосифлянами.
Воззрения «не стяжателей» были во всём противоположны взглядам Иосифа.
Они требовали строгого разделения церкви и государства, их взаимной
независимости. Таким образом, историки уделяет большое внимание развитию
религиозной идеологии, в рамках которой формируется теория «Москва
-Третий Рим», которая обеспечивала компромисс царской власти и церкви,
указывая на то, что развитие этой теории шло в условиях острой идейной
борьбы внутри самой церкви между иосифлянами и не стяжателями. Последнее
наиболее активно использовали эту концепцию для упрочения материального и
политического могущества церкви.
В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве
нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира в
Москву. Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уехал из Киева во
Владимир на Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени
посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье
в Москве. Преемником митрополита Максима стал Петр (1308).
Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном Калитой.
Вместе они заложили каменный собор Успения в Москве. Бывая в Москве
митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном дворе князя
Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где вскоре был заложен
Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г. Преемник Петра Феогност
уже не хотел жить во Владимире и поселился на новом митрополичьем подворье
в Москве
|