статья59 часть 18
Представители высшего
управленческого звена формируют государственную политику в области
образования, разрабатывают универсальные требования к содержанию и качеству
учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и
политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный контроль
над системой образования, определяют систему формальных санкций в учебных
заведениях. Административные работники нижнего звена (ректоры вузов и
деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление
процесса образования, корректируют и уточняют стратегию обучения
применительно к данному учебному заведению, осуществляют оперативное
руководство и контроль за работой преподавателей и поведением учащихся.
Центральное место в структуре системы образования занимае
учитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя
сводятся к следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной
области науки и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.),
обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть
методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным
приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение
задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь
исправить ошибки и т.д.
Эти нормативные требования к социальной роли учителя являются
самыми общими, они не раскрывают многих особенностей учительской профессии,
и в первую очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются
выдающихся результатов в работе с учащимися, в том числе с так называемыми
трудными подростками.
Другая особенность ролевого поведения учителя, в большой мере
связанная с традиционными нормативными требованиями - это умение объективно
оценивать знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело
в том, что выставляя оценку, учитель не только определяет правильность
знаний учащегося, но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и
сама оценка имеет большое личное значение, так как выступает для учащегося
мотиватором учебной деятельности
|