статья59 часть 19
Оценка учителем достигнутых учащимся
знаний является, таким образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной
стратификации" в классе, будь то школа, или студенческая группа в вузе.
Посредством нее все учащиеся ранжируются на определенные подгруппы:
отличники, "хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые
социологи считают, что взаимное оценивание - учителем знаний учащихся, а
учащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств -
определяет своеобразие межличностного взаимодействия в школе.
Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу
образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении
общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением
престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.
В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах
социологических опросов и посвященной анализу социального положения
учительства, отмечается, что престиж профессии учителя значительно
понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей paстет доля
лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей
профессии. По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока,
некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по
отношению к своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация
учительского труда, настроенность на созидательный труд также значительно
изменились в отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и
радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% -
с чувством тяжелой повинности, а большая часть 61% - с постоянным
беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя, огромная
неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы. Главная
причина такого положения - кризисные явления в экономике, политике, морали
и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки школы,
которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне обеспечить
финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия для
социальной востребованности образования и знаний, которые будут
способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус
учителя
|