статья59 часть 207
Несколько лет назад дистанционному обучению прочили огромное
будущее и повсеместное массовое распространение чуть ли не во всех школах и
вузах. Реальность, как всегда, внесла коррективы и определила место
дистанционному обучению там, где оно действительно уместно и эффективно.
Отсюда следует, что сегодня важно не столько прогнозировать информационное
будущее, сколько решать с помощью дистанционных технологий проблемы
настоящего. Не следует забывать, что 95% сегодняшних дистанционных курсов,
размещенных в Интернете, еще только ждут своего первого студента...
Заочное, корреспондентское обучение, экстернат - все эти способы получения
образования претендуют на звание дистанционных, поскольку обозначают обучение
на расстоянии. И хотя сегодня они распространены довольно широко, современное
представление о дистанционном обучении основывается в первую очередь на
информационных и телекоммуникационных технологиях и технических средствах.
Появление дистанционного обучения привело к изменению традиционной модели
взаимодействия "учитель-учащийся", хотя все признаки обучения вообще
наличествуют и в обучении дистанционном (то есть имеют место учащийся,
педагог и образовательный процесс, в котором они участвуют). В учебный
процесс добавились новые субъекты с новыми функциями: дистанционный учитель -
тьютор, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или
администратор дистанционного обучения, локальный координатор, авторы-
разработчики учебных материалов. Перечисленные роли могут одновременно
исполнять одни и те же специалисты, например, дистанционный педагог может
быть и разработчиком курса, а локальным координатором - сам ученик.
Эффективность дистанционного обучения определяется заложенным в него
педагогическим смыслом, среди толкований которого следует выделить два
существенно разлных подхода.
Первый, достаточно распространенный сегодня, подразумевает под дистанционным
обучением обмен информацией между педагогом и учеником (группой учеников)
|