статья59 часть 21
По отношению к нерадивому учащемуся действует
система санкций - неудовлетворительная оценка текущих занятий, замечания и
записи в дневнике, вызов родителей и пр., вплоть до исключения из школы. В
вузе система санкций более формализована: отлынивающий от занятий студент
может получить выговор от деканата, в случае неудовлетворительной сдачи
сессии, он наказывается лишением стипендии, не переводится на следующий
курс. В нормативной структуре формального образования существуют, конечно,
и определенный набор позитивных санкций, направленных на поощрение
добросовестной учебы, стимулирующих учащегося к высоким достижениям в
учебе. В первую очередь это отличные оценки, выдача аттестата с отличием и
льготы, которые он дает при поступлении в средние и высшие учебные
заведения, повышенная или именная стипендии в вузе, диплом с отличием,
рекомендация для поступления в аспирантуру и т.д.
Решающее место в системе социального взаимодействия,
характеризующего образовательный процесс, занимают взаимоотношения между
учителем и учеником. Надо отметить, во-первых, присущее этим отношениям
неравенство: статус учителя неизмеримо выше статуса ученика, первый
занимает господствующее положение, второй - положение подчиненного.
Доминирующее положение учителя обусловлено тем, что он организует учебный
процесс и управляет им, является источником знаний для учеников, моральным
авторитетом. Господствующая позиция учителя в классе (или учебной группе)
порождает авторитарный стиль в преподавании, означающий безусловное
подчинение ученика авторитету учителя. Этот стиль предполагает, что учитель
должен быть строг с учащимися и наказывать провинившихся. Именно этот стиль
взаимоотношений многие столетия господствовал в системе формального
образования вплоть до последнего времени. Содержательной основой
авторитарного стиля преподавания в педагогике является традиционное
понимание целей образования как процесса передачи знаний от учителя к
ученику. Первый является специалистом в определенной области знаний и
культуры, и его главная задача заключалась в том, чтобы передать ученику
определенный объем знаний и научить ими пользоваться
|