статья59 часть 252
Если же учащиеся не обнаруживали желания к этим ремеслам, то их учили пению по нотам, чтобы они могли петь в церковном хоре.
Целью эти школ была подготовка грамотного мастера и квалифицированного рабочего. До обеда учащиеся ходили в школу, а после – проходили практику.
По Указу царя с 1721 года в каждом полку были организованы гарнизонные школы с обязательным обучением солдатских детей от 7 до 15 лет. В таких школах изучали чтение, письмо, арифметику, военные упражнения, артиллерийское и инженерное дело, а по склонностям дополнительно пение и ремесла (слесарное, кузнечное, сапожное, портновское, столярное). Неспособных к ремеслу отдавали в солдаты. Учащиеся распределялись на три класса: младший, средний и старший. Школа готовила унтер-офицеров и младший командный состав для армии и флота, а также мастеровых для их обслуживания /22, с. 7-9/.
А.И. Пискунов, В.Н. Липник, З.И. Васильева и др. отмечают, что реформы школы Петра I были вызваны политическими и экономическими преобразованиями в стране. Преобладание религиозного содержания в обучении уступает место реальному - практическому. Наряду с профессиональным образованием развивается и общее, которое часто сочетается с первым. Обязательных учебных планов не существовало, как не было и строго установленных сроков обучения. В ходе обучения стремились определить склонности и способности учеников к изучению наук и ремесел, чтобы затем направлять их на государственную службу. Путь к карьере детям из дворянских семей открывало профессиональное образование.
В тоже время условия обучения мало способствовали успехам учеников из-за слабой подготовленности учителей, отсутствия методик преподавания, материальной необеспеченности учащихся из непривилегированных сословий, которых в начальной школе было большинство. Государство стремилось контролировать деятельность школ, содержало их, комплектовало состав учащихся, формировало преподавательский состав, утверждало содержание обучения, определяло требования порядка в учебных заведениях, осуществляла их контроль
|