статья59 часть 253
Но все же нельзя говорить о том, что были созданы преемственные уровни образования.
В работах А.Н. Джуринского, В.Н. Липника и др. говорится о том, что в последующие годы усилился курс на возвышение положения дворянства и строгую сословность в образовании. Для дворян создавались привилегированные учебные заведения: Кадетский корпус в Петербурге (1731 год), который готовил не только офицеров, но и гражданских чиновников. Корпус имел четыре класса. В младших классах изучали общеобразовательные дисциплины, а в старших классах – специальные: геральдика, фортификация, юриспруденция, артиллерия и др. Будущая профессия кадета определялась в выпускном классе. В 1759 году в Петербурге открыт Пажеский корпус, где изучались языки: французский, немецкий, латинский, а также светские манеры, математика, история, география, фортификация, фехтование. Выпускники корпуса имели преимущественное право служить в гвардии или в специальных войсках.
В 1782 году императрицей Екатериной была назначена «Комиссия по учреждению народных училищ». В результате ее деятельности в 1786 году был разработан «Устав народным училищам Российской империи». Согласно этому уставу открывались малые и главные училища. Это были смешанные школы для девочек и мальчиков, находившиеся вне контроля церкви. Малые училища готовили грамотных людей, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и этикет поведения. За два года обучения в этих училищах изучали – чтение, письмо, нумерацию, священную историю, граждановединие, арифметику, чистописание, русскую грамматику, рисование. Училища содержались за счет местных самоуправлений. Главные училища давали более широкую подготовку, в основе которой лежала многопредметность. За пять лет обучения к дисциплинам малого училища добавлялись – геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура, география, а для желающих – языки: латинский, татарский, персидский, китайский. Кроме этого, в главных народных училищах можно было получить профессиональное педагогическое образование
|