статья59 часть 254
Устав 1786 года утвердил классно-урочную систему. Учителю вменялось в обязанность работать с целым классом. В школе появилось расписание уроков, классная доска, классный журнал, обучение по единым учебникам, утвержденным для каждого класса /14, с. 223-224; 22, с. 24; 15, с. 215/.
Видно, что уже в начале XVIII века стала осознаваться необходимость «специального образования», однако во второй половине XVIII столетия стали больше уделять внимание укреплению позиций дворянства.
В России первой половины XIX века, как отмечает Н.Ф. Никольцева, правительство, осуществляя программу развития реального образования, решило пойти дальше, чем предусмотрено «Уставом…» 1828 года, где речь шла об уездных училищах /24, с. 24/.
Так, 3 июня 1836 года было выпущено Постановление об учреждении отделений реальных училищ при гимназиях и уездных училищ, тех городов, где нет университетов, для удовлетворения потребностей мануфактуры промышленности, торговли региона. В тех местах, где есть университеты, следовало организовать публичные лекции. В рамках таких отделений реальных училищ должны были преподаваться следующие дисциплины: практическая химия, черчение, рисование, технология, торговое счетоводство, сельское хозяйство /24, с. 99-100/.
В тоже время, вводя реальные курсы в учебные заведения, правительство преследовало цель усиления сословного разделения учеников. В рескрипте Николая I указывалось на недопущение приема крепостных крестьян в высшие и средние учебные заведения и обязательность точного соблюдения принципа сословности при приеме в те же учебные заведения. Наряду с этим одним их главных требований времени являлась подготовка профессиональных кадров, которых не хватало во всех отраслях развивающейся экономики /24, с. 24-25/.
Следует отметить, что централизованной системы учебных заведений реальной направленности не существовало, но в тоже время, как отмечает Н.Ф. Никольцева, примером развития реального (специального) образования можно считать распространение разнообразных учебных заведений по всей Империи
|