статья59 часть 269
Общее образование предоставлялось только в таком объеме, который применим в практике ремесленника. Как отмечает Н.Н. Кузьмин, общее образование, предоставляемое в учебных заведениях этого типа представляло из себя отрывочные сведения по отдельным дисциплинам, необходимые для освоения работы слесаря, токаря, столяра. Практическая подготовка велась по двум направлениям: токарная, столярная, паяльная, кузнечная, что было вызвано потребностями производства и сравнительной легкостью организации мастерских при училище /21, с. 70-74/.
Вскоре возникают новые типы ремесленных заведений: в 1893 году утверждено положение о школах ремесленных учеников, в 1895 году – о низших ремесленных школах, в 1897 году – о сельских ремесленных учебных мастерских.
Трехгодичные школы ремесленных учеников должны были сообщать знания и умения, необходимые для успешного изучения, по выходе из школы, какого-либо ремесла у частного мастера. В школе изучались первоначальные приемы ремесла, совершенствование которого проходило уже на практике.
Низшие ремесленные школы имели целью подготовку рабочих по определенным профессиям или специальностям, причем обучение велось преимущественно практическим путем.
Сельские ремесленные мастерские ставили перед собой задачу подготовить рабочих по ремонту сельскохозяйственного инвентаря и ремесленников по различным видам промышленности. Наряду с обучение ремеслу в мастерских предоставлялись сведения из черчения, рисования. Обучение продолжалось 3-4 года. В мастерские принимались мальчики не моложе 14 лет, имеющих общее образование на уровне начального училища. Преподавали следующие предметы: Закон Божий, русский язык, арифметику, счетоводство, геометрию, физику, технологию обработки дерева и металлов, практические занятия в мастерских /9,с. 36/.
Кроме самостоятельных технических учебных заведений, специальную подготовку давали ремесленные отделения и классы при общеобразовательных училищах (городских, начальных, уездных и т.д.), а с 1912 года и при высших училищах
|