статья59 часть 289
С. Зернов и др.) была осуждена. Многое его деятели были репрессированы, а в 1929 году было закрыто и само общество. Вместо РТО были созданы инженерно-технические отраслевые общества /29, с. 300/.
1.6. Трудовая подготовка в советский период
В начале советской власти предпринимаются попытки создания единой трудовой школы, состоящей из двух ступеней: I ступень для детей 8-13 лет, и II ступень для детей 14-17 лет. Уже в 1919 году Наркомпрос пришел к осознанию необходимости восстановления низшего и среднего профессионального образования на базе I ступени Единой трудовой подготовки. В сентябре 1919 года утверждается система школ:
? единая трудовая школа I ступени с пятилетним курсом обучения;
? общеобразовательная школа II ступени с четырехлетним курсом обучения;
? профессиональная школа с четырехлетним курсом обучения;
? Институты с 4-5-летним курсом обучения;
? Техникумы с трехгодичным курсом обучения. /15, 17/
В 20 – 30 гг. ХХ века изменяется содержание трудовой подготовки в сторону углубления изучения теоретических основ производства, что вызвано процессами индустриализации. В учебный курс вводится дисциплина «основы производства», школы прикрепляются к ближайшим предприятиям /5, с. 17/. Ведущие идеи трудовой подготовки этого периода, как отмечает В.М. Жучков, можно выразить следующим образом: труд – связующее звено между человеком и природой, трудовая школа способна обеспечить органический синтез гуманитарного и естественнонаучного образования, важен развивающий аспект развития мышления, воли, характера, общетрудовых умений и навыков /11, с. 13-14/.
Этот подход нашел отражение в деятельности А.С. Макаренко и детских трудовых организаций, работающих под его руководством, где сочеталось трудовое и профессиональное обучение, происходило формирование навыков самообслуживания и основ производительного труда, четко прослеживалась политехническая направленность общеобразовательных дисциплин, сочетающаяся с профориентацией /4, с. 17/.
Особое внимание уделяется политехническому обучению и трудовому воспитанию, с этой целью создавались школы ФЗУ, профессиональные школы, техникумы, вузы, опытные сельскохозяйственные станции; посильную помощь оказывали фабрики, заводы и колхозы /14, 15, 17/
|