статья59 часть 42
Непосредственное обращение к педагогическому опыту мастеров-новаторов позволит выявить и другие, не менее важные, признаки и положения технологии преподавания. Для более детального изучения вопроса рекомендуется учебное пособие В. М. Коротова «Технология преподавания» (Самара, 1998 г.) [16].
Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. По мере совершенствования индивидуального мастерства растёт, развивается
«коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным выражением которого и является технология.
Полезно изучить и сравнить деятельность, основанную на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, основанной на технологии [13]. И. Подласый делает это следующим образом:
Таблица 1.1.
Мастерство и технология в сравнении
|Индивидуальное мастерство |Общая технология |
|1. Процесс выполняется работником |1. Процесс расчленяется на части, |
|от начала до конца |каждый работник выполняет свою |
| |часть работы |
|2. Необходимо знание всей системы, |2. Необходимо знание той части |
|всех тонкостей процесса |процесса, которую выполняет |
| |работник |
|3. Нужно всё делать самому |3. Внедряются «готовые» разработки,|
| |освобождающие от необходимости всё |
| |делать самому |
|4. Процесс длительный |4. Процесс намного ускоряется |
|5. Продукт качественный |5. Продукт не менее качественный |
|6. В основе интуиция, чувствование,|6. В основе научный расчёт, знание |
|опыт | |
|7. Продукция лимитируется |7. Продукция не лимитируется |
|возможностями производителя |возможностями отдельных |
| |производителей, возможно массовое |
| |производство |
Разработка современных технологий в образовании должна вестись в соответствии со следующими принципами:
. принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему;
. принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных целей;
. принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности факторов, влияющих на механизмы самореализации соответствующих педагогических систем;
|