статья59 часть 467
[3), стр.82] Здесь, безусловно, проявляются сильные стороны российского школьного образования. Это особенно важно подчеркнуть, если вспомнить, что ни одна страна мира не имеет столько проблем в образовании, сколько отметили наши директора и учителя, отвечая на вопросы международных анкет. Уровень российских школ очень сильно зависит от того, расположены ли последние в городской или сельской местности. Это означает, что они представляют своим учащимся различные образовательные возможности. Анализ результатов показал, что наши учащиеся имеют более высокие результаты в применении известных алгоритмов и процедур, результаты явно ниже при проверке понимания содержательного смысла математических понятий и при решении задач. Очевидно, что поставленная перед нашей школой цель – подготовить выпускников школы к свободному использованию математики в повседневной жизни – в значительной степени не достигается. По естествознанию российские школьники лучше учащихся многих стран мира выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако, их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме; в которых требуется провести анализ данных или интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия проведения тех или иных изменений, например в окружающей человека среде.
Таким образом результаты исследования иллюстрируют направленность российской системы математического и естественнонаучного образования на высокий уровень знания фактов, усвоения навыков использования известных процедур в знакомых ситуациях и сравнительно низкий уровень развития интеллектуальных умений, связанных с решением творческих задач, интеграцией знаний, их применением в новых ситуациях. Подобная картина наблюдается также и в результатах по другим образовательным областям: по граждановедению и грамотности чтения. Выявленные проблемы не могут не вызывать тревогу и озабоченность в связи с возможным интеллектуальным отставанием российских школьников от своих сверстников в развитых странах мира, низким уровнем сформированности общенаучных, общеучебных, а так же коммуникативных умений
|