статья59 часть 65
В учебном материале выделяются элементы содержания. Если синтезировать виды элементов содержания, часто приводящиеся в различных дидактических исследованиях, то можно их представить в такой таблице:
Таблица 2.6.
Иерархия элементов, входящих в содержание учебного материала
|Термины |Слова или выражения, употребляемые в специальном значении |
|Факты |Сведения, фрагменты описательной информации. Например, |
| |дополнительные сведения о тех или иных понятиях, изучаемых|
| |деятелях, местах, событиях и т. д. |
|Понятия |По степени обобщённости делятся на конкретные и |
| |абстрактные |
|Принципы |Основные идеи, схемы и т. д., описывающие взаимосвязи |
|(правила, |между понятиями. Принципы (соотношения) низшего порядка |
|обобщённые|связывают друг с другом два или несколько понятий Принципы|
|соотношени|(соотношения) высшего порядка связывают друг с другом два |
|я) |или несколько принципов (соотношений) низшего порядка |
|Процедуры |Совокупность действий (обычно в определённой |
| |последовательности), которые учащиеся должны совершить, |
| |работая с учебным материалом на основе обобщённых |
| |соотношений (правил или принципов). Пример: приведение |
| |дроби к общему знаменателю, выполнение лабораторной работы|
Создание эталонов усвоения
Чтобы сделать обучение полностью воспроизводимым, необходимо выдвинуть критерий достижения каждой цели. Иначе говоря, учебную цель необходимо описать так, чтобы о её достижении можно было судить однозначно. Такую цель, в описании которой заложены полно и надежно описывающие её признаки, называют диагностичной или идентифицируемой.
При этом мы сталкиваемся с противоречивой ситуацией. Цели обучения всегда подразумевают сдвиги во внутреннем состоянии учащегося, в его интеллектуальном развитии, ценностных ориентациях и т. д. Но судить о результатах обучения можно лишь по внешним проявлениям — по внешне выраженной деятельности ученика, её продуктам (ответу, решению задач и т. д.). Учитель стремится максимально полно описать внешние признаки результата обучения
|