статья59 часть 67
Многие методические руководства рекомендуют при определении и отборе учебных целей и построении обучения избегать употребления выражений такого рода, как «узнать»,
«воспринимать», «почувствовать». Конкретизация учебных целей на основе наблюдаемых действий производится по принципу разложения целого на части — элементы, которые располагаются по нарастанию сложности или по порядку исполнения действий. Приведем примеры (таблица 2.7.).
Таблица 2.7.
Примеры конкретизации учебных целей
|Учебная цель|Измеряемые учебные цели |
|Научить |Учащийся демонстрирует использование весов для |
|учащихся |взвешивания объектов: |
|пользоваться|a) помещает объект неизвестного веса на одну чашу весов;|
|весами для | |
|взвешивания |b) помещает объекты известного веса на другую чашу |
|объектов |весов; |
| |с) добавляет или убирает объекты известного веса в |
| |случае перевеса; |
| |d) по мере достижения равновесия использует всё меньшие |
| |веса; |
| |е) пытается подобрать минимальное число сочетаний |
| |известных весов, каждый раз достигая более полного |
| |равновесия (в отличие от простого угадывания); |
| |f) добавляет веса, которые позволяют достичь равновесия,|
| |чтобы определить неизвестный вес. |
|Научить |Учащийся складывает: |
|учащегося |a) два однозначных числа с суммой до десяти (например: |
|складывать |2+5); |
|целые числа |b) два однозначных числа с суммой, большей десяти |
| |(например: 6+8); |
| |с) три однозначных числа с суммой до десяти (например: |
| |2+4+3); |
| |d) три однозначных числа с суммой, большей десяти |
| |(например: 7+5+3); |
| |е) два двузначных числа без переноса цифры (например: |
| |21+34); |
| |f) два двузначных числа с переносом цифры (например: |
| |36+27). |
Такая конкретизация целей сильно упрощает работу учителя. Отталкиваясь от этого набора, можно строить учебный процесс как последовательную отработку его элементов, совокупность упрощённых обучающих циклов [8].
Бихевиористское описание и разложение учебных целей предполагает построение обучения на основе набора обособленных навыков, что не позволяет судить о внутренних (психических) сдвигах, происходящих в сознании учащихся
|