статья59 часть 79
Никогда ни один материал не может быть усвоенным на одном уроке. Процесс усвоения только начинается. Даже отличные ответы — это ещё не свидетельство того, что новый материал ими понят.
С. Д. Шевченко полагает, что без домашних заданий полного усвоения быть не может. С точки зрения С. Д. Шевченко, домашнее задание даёт ученику:
. возможность трудиться без спешки,
. никто его не оценивает (кроме себя самого),
. можно выбрать оптимальный ритм работы,
. самостоятельно спланировать ход работы,
. привлечь все необходимые источники информации.
Каким должно быть домашнее задание:
. не тягостным, а привлекательным,
. необычным,
. посильным,
. обязательно проверенным и оцененным,
. включать логические задачи, так как именно таким способом можно руководить «заочно» мыслительной деятельностью учащихся,
. свободным для выбора,
. охватывать все стороны содержания (знания, способы деятельности, ценности).
Особенность домашнего задания — проговор (про себя: дома, на улице, в транспорте и т. д.). Что это даёт:
. перевод информации из кратковременной памяти в долговременную,
. возможность осмысления учебного материала,
. новое содержание подвергнется мыслительной обработке (анализ, сравнение, выделение главного).
Важнейшая закономерность процесса усвоения — активное запоминание.
Поэтому проговаривать учебный материал следует с опорой на учебник: прочитать, потом мысленно проговорить содержание прочитанного, сопоставить с рассказом учителя. Шевченко отмечает, что при помощи проговора про себя создаётся имитация коллективной деятельности (учащийся сам себе доказывает, возражает и т. д.), что способствует прочному усвоению.
Проговор вслух — этот элемент усвоения начинается с момента начала урока. Проговоры проходят в парах сменного состава: «учитель-ученик».
«Учитель» тоже проговаривает учебный материал, но про себя (задавая вопросы, уточняя и т. д.). Если возникает спор, то его разрешают ученики- консультанты, которые в данный момент не проговаривают, а ходят от парты к парте — консультируют
|