статья59 часть 80
В конце проговора «учитель» выставляет оценку своему ученику в специальную «Карточку учёта знаний».
Отметка в данном случае является стимулирующим фактором, но не оценивающим.
Длительность проговора 5 минут, но на каждом уроке.
Фронтальное повторение. В процессе проговора учащимся может быть допущена ошибка. Она может быть исправлена в процессе фронтального проговора. Правильный ответ прозвучит обязательно. Длится этот этап 10—12 минут, он и завершает процесс усвоения урочной темы. «Звучат» вопросы не только по теме, но и по всему курсу.
Таким образом, решаются три взаимосвязанных задачи:
1. Окончательное формирование первоначального образовательного уровня.
2. Создание образовательного уровня темы (раздела).
3. Создание итогового образовательного уровня (выделение главного, обобщение в пределах изучаемых тем, поиск закономерностей).
Фронтальное повторение связывает первый этап процесса обучения с последующими: подбор логических задач (простой пересказ — репродуктивный уровень, проблемные вопросы низшего порядка — решение проблемы в стандартных условиях, проблемные вопросы высокого порядка — решение проблемы в новых условиях). С. Д. Шевченко использует информационно- проблемные вопросы, использует задания дискуссионного характера.
Один из эффективных приёмов проведения дискуссий — драматургия
(проигрывание в лицах исторических сюжетов).
Методы и средства
1. Педагогическая пятиминутка (диалог-рефлексия по поводу только что пройденного этапа урока).
2. Воспроизведение листа опорных сигналов.
Обобщая сказанное, структуру учебного процесса в целом можно представить следующим образом:
Таблица 2.9.
Структура учебного процесса
|Структурные этапы |Деятельность учителя |Деятельность учащихся |
|процесса усвоения | | |
|Изучение нового |Рассказ учителя. |Учащиеся пассивно |
|материала на уроке |План: |воспринимают новую |
|(20—25 мин.) |а) |информацию. В меру |
| |б) |необходимости отвечают на |
| |в) |вопросы учителя. |
| |После краткого |Один учащийся из учебной |
| |рассказа учитель |группы является старшим
|